Top.Mail.Ru
21-22 февраля Маха-Шиваратри или «Великая ночь Шивы»
+7(495) 621 61 25

м. Китай-город, м. Чистые пруды, ул. Покровка, 4

БЛОГ

21-22 февраля Маха-Шиваратри или «Великая ночь Шивы»

Махашиваратри, Маха-Шиваратри или «великая ночь Шивы» — это праздник в честь одного из Богов индуизма Бога Шивы, который приходится на февраль-март, в канун весеннего равноденствия и обязательно перед новолунием.


В 2020 году Махашиваратри, Маха-Шиваратри, Великая Ночь Шивы будет отмечаться с ночи 21-го на 22-е февраля.


В эту ночь Шива исполнил свой Космический танец Тандаву – танец, который породил во вселенной цикл «создание-охранение-разрушение». Бог Шива в экстазе танца набирает огромную мощь и использует её сначала на созидание, а потом на разрушение.


Этим танцем Шива поддерживает нужный ритм для процесса творения жизни.


ЛЕГЕНДА О КОСМИЧЕСКОМ ТАНЦЕ ШИВЫ


С танцем Шивы связана очень интересная легенда.


Когда-то в предисторические времена в лесу Даруванна (Daruvanna) жили мудрецы риши. Занимаясь мистическими практиками, они достигли огромного могущества, но впали в гордыню и пренебрежительно относились к Богам, не понимая важность Священной благодати. Тогда Шива и Вишну решили показать им, что человеческая сила и знания ничего не стоят без Божественной благодати. Для этого они решили использовать силу Майи (иллюзии).


Шива принял облик прекрасного мужчины Бхикшатана (Bhikshatana), и все жёны и дочери Риши потеряли голову и влюбились в него.


Вишну превратился в прекрасную женщину-танцовщицу по имени Мохини (Mohini). Увидев её прекрасный танец, они обезумели от любви и. забыв обо всем, кинулись за ней как одержимые.


Когда некоторые из риши поняли, что произошло, то пришли в бешенство и заклинаниями пробудили мощный магический огонь, направив его против Шивы-Бхикшатана.


Сначала они вызвали из огня тигра, бросившегося на Шиву, но тот с улыбкой убил ужасное животное, содрал с него шкуру и сделал из нее набедренную накидку.


Затем риши послали на него ядовитых змей, Шива обернул их вокруг шеи и рук, сделав ожерельем и браслетами.


После этого Шива начал готовился к исполнению Космического танца. У него появились еще две руки, и третий глаз засиял между бровей.


Разъярившись еще больше, риши материализовали из огня свирепого демона-карлика, но Шива поверг его одной ногой и использовал в качестве подножия для танца.


Наконец риши послали сам магический огонь, что бы он уничтожил Великого Бога. Шива взял его в левую заднюю руку, а из мантр, которые риши использовали против него, он сделал ножные браслеты.


После этого начался Тандава (Tandava) – Космический танец. Его гигантские энергии повергли риши на землю, Вишну застыл в шоке, и даже супруга Шивы Парвати окаменела от страха.


Но когда они увидели улыбку на устах Бога, его поднимающиеся ступни, они ощутили Божественную Благодать и достигли реализации. И все начали танцевать с ним.


ШИВА НАТАРАДЖА — КОРОЛЬ ТАНЦА


Значительно позже, когда на Земле сменилось много цивилизаций, Вишну возлежал на своём змее Шеша. Вдруг Шеша почувствовал, что Вишну стал многократно тяжелее. Он спросил его, что произошло, и Вишну ответил, что вспомнил Космический танец Шивы, свидетелем которого был в давние времена и рассказал ему эту историю.


После этого Шеша уже не мог думать ни о чем другом, как о желание увидеть танец Шивы. Вишну дал ему разрешение оставить его на некоторое время, чтобы осуществить свою мечту.


Шеша на многие века ушел в глубокую аскетическую медитацию (тапас) и когда он достиг высшей концентрации, перед ним появился Шива и сказал, что может выполнить любое его желание. Шеша ответил, что у него только одно желание – увидеть Космический танец.


Шива ответил, что этот танец может быть исполнен только в определенное время и в определенном месте на Земле – у естественной линги в лесу Тилай. Так как это срединная точка Земли, где находится её сердечный центр – Лотосовое Пространство. Через это место проходит главный энергетический канал (nadi) нашей планеты, оно зовется Cit Ambara.


Чтобы стать свидетелем танца змей Шеша должен был быть рожден на Земле в человеческом теле под именем Патанджали. Когда он вырастет, ему следует прийти в лес Тилай и, встретив там другого святого Вьяграпада, выполнить тапас, а затем провести пуджу. И тогда явится Шива и исполнит свой танец.


Затем, когда все это воплотилось в реальность, то у лотосового пруда в лесу Тилай начался Космический танец.


Кроме двух святых его свидетелями стали 3000 потомственных священников-браминов Муварийаваров (Muvariyavar), позже их стали называть Дикшитарами. Именно они и стали хранителями традиции города Чидамбарама – «Город бога космического танца».


Порядок проведения праздника в честь великой ночи Шивы


Праздник начинается с восходом солнца в день Шиваратри и продолжается всю ночь напролет в храмах и у домашних алтарей. Этот день проходит в молитвах, чтении мантр, пении гимнов и поклонении Шиве.


Шиваиты в этот день постятся, не едят и не пьют и даже прасад Маха-Шиваратри. Его можно есть только на следующий день.


Многие индусы участвуют в джагран – всенощном бдении в различных храмах Шивы по всей стране.


Шиваиты считают, что искреннее соблюдение ритуалов и исполнение Маха-Шиваратри пуджи всю ночь освобождает их от всех своих грехов и дает милость Шивы в виде освобождения от цикла перерождений.


После ритуального омовения, желательно в священных водах Ганга или другой святой реки, шиваиты надевают новые одежды. Затем они отправляются ближайший храм Шивы, чтобы предложить ему в качестве подношения традиционные молоко, воду, листья бильвы, фрукты, благовония, масляные лампы и т. д.


И к концу Маха-Шиваратри от храмов в разные стороны текут молочные реки в прямом смысле.


В этот день в храмах полно народа, люди приходят семьями, садятся вокруг храма или выстраиваются очереди в ожидании возможности совершить пуджу. Люди поют бхаджаны и мантру «Ом намах Шивая», звенят в колокола, чтобы сделать атмосферу религиозной и благочестивой.


В шивмандирах (храмах Шивы) и на их территории зажигают множество светильников и гирлянд, в крупных храмах играют живые оркестры из духовых и ударных инструментов.


Что просят в Маха-Шиваратри у Шивы


Особое значение Маха-Шиваратри имеет для женщин и садху.


Индианки в этот день приходят просить Парвати (ведь супруг Парвати Шива считается идеальным мужем) дать им удачное замужество и красивых детей, а также семейное благополучие и процветание в новом году.


Садху также считают Махашиваратри своим праздником, ведь Шива покровительствует аскетам, поэтому садху пьют во славу Шивы тхандаи (thandai) — коктейль-бханг из молока, каннабиса и миндаля.


Последовательность проведения богослужения Шиве


В эту святую ночь каждые три часа совершают большую полную пуджу (богослужение). Начинается богослужение с вступительного обряда — краткой молитвы и поклонения Ганеше (слоноголовому сыну Шивы и Парвати); божеству, устраняющему препятствия, богу мудрости и ума, подателю успеха и удачи в любом начинании.


Вслед за этим начнется 1-я — вайдика пуджа (ведийская пуджа) Шиве.


В ведийском поклонении древних ариев главным было поклонение не идолам, не мурти (святым образам), не иконам, а священному огню, именно с возжигания священного огня, с краткой агнихотры (огненного жертвоприношения, возлияния в огонь жертвенного масла) и начнется эта пуджа, в течение таких жертвоприношений разливают в огонь топлёное масло, подбрасывают веточки определённого дерева.


Вайдика-пуджа


В вайдика пуджу повторяются мантры из Вед и предлагаются исключительно саттвичные (обладающие качеством благости) подношения.


Молитвы в этот промежуток времени – приблизительно с 19.00 — 22.00 также должны произноситься только с благими намерениями, никаких эгоистических желаний и мелочных материальных просьб.


Например: «Господи! Даруй мне веру, даруй мне спасительное знание и истинного гуру!» — такие молитвы похвальны в эту первую стражу (первые три часа). Полезно в это время молиться о других: «Боже! Исцели всех больных, накорми всех голодных, установи мир, процветание и благополучие в нашем городе, селение, стране, повсеместно…» и т. п.


Линга-пуджа


В процессе Линга-пуджи совершается абхишека – непрерывное, длительное возлияние воды на Шивалингам. При этом все желающие могут подойти к алтарю, сделать над Шивалингамом дхена-мудру – положение кистей рук, напоминающее вымя коровы, и сосредоточиться на тех желаниях, чаяниях, в которых имеют нужду.


Тем временем, жрец (священник) льет через пальцы подошедших на Шивалингам непрерывной струёй воду.


При этом необходимо привести свои мысли в соответствующий вид. Надо сознавать: «Что вы Ему жертвуете из себя? Чем вы хотите поделиться с Ним и что хотите обрести от Него взамен?»


Раджасика-пуджа


Ближе к полуночи начнётся 2-я — раджасика пуджа. Раджасическая значит «страстная, активная, динамичная».


Эта пуджа будет сопровождаться мантрами из Пуран и Тантр «правой руки». Это наиболее пышное богослужение с обилием всевозможных подношений и даров в сопровождении экстатического пения, радости и веселья.


И молитвы здесь о процветании, о богатстве, славе, карьере, с личными (эгоистическими) мотивациями в гуне раджаса (страсти). Но это совсем не значит, что обязательно о чём-то просить Шиву. Можно просто славить его, наслаждаться самим процессом поклонения ему.


Тамасическая пуджа


Третья стадия (3-я пуджа) — тамасическая. Здесь совершается почитание Шивы в Его грозных аспектах вместе с Его супругой Махакали.


И начнётся она с жертвоприношения животного, после чего, на Шивалингам будет возлита жертвенная кровь.


Подношения в эту пуджу такие же тамасичные, тяжёлые: крепкие напитки, вино, мясо, рыба, тяжёлые виды пищи и т. п.


В это богослужение произносятся молитвы и мантры Тантр «левой руки». Здесь уже дозволяются заклинания, молитвы о том, чтобы Шива учинил расправу над демонами, злыми духами, врагами, завистниками и недоброжелателями.


Во время этой стадии надо медитировать над тем, чтобы со всеми, кто создаёт проблемы (для вас) в этой жизни, разобрались Шиваганы (преданные воины Шивы): «Моего врага бей, бей! Пожирай, пожирай! Убивай, убивай! Изгоняй, изгоняй!». Но в данной ситуации врагом может быть не столько конкретное лицо, но и внутренние враги, пороки и недостатки.


Так, жертвование кокоса (раскалывание его перед алтарём) символизирует разбитие своего эго (ахамкары) и медитация при этом направлена на то, какие качества в себе самом человек хотел бы разбить вдребезги. Так же, как у кокоса, у человеческого эго прочная, толстая скорлупа, но пустое пространство внутри. Гордыня, чувство собственной значимости так же лживы, как кокос: твёрдый снаружи, но пустой и жидкий внутри.


Когда же совершается заклание жертвенного животного, медитируют: это убивается пашу-бхава (скотская природа) в нас самих, а не козёл, кролик, петух — они только символы, а наше заблуждение, наше неведение.


Душа животного при этом, получив благословение, перерождается в лучших формах, а жертвенное мясо будет приготовлено и утром роздано как причащение.


Нет достоверных данных в отношении описания тамасической пуджи. Так не известно проводится ли этот обряд в полной мере в современном мире, или опускается / заменяется более гуманной имитацией. Так же не известно полностью ли это соответствует ведийским писаниям, или данная информация получила искажения с течением времени. Особенно вызывает сомнение следующее: ведийская культура (индуизм) предполагает полное вегетарианство (вообще эта идея имеет более широкий смысл: закон ахимсы), тогда приготовление жертвенного животного в качестве причастия не представляется возможным и логичным. Хотя животные жертвоприношения все равно проводились. Например ашвамедха ягья, подробно описанная в древнем эпосе Рамаяна, проведённая царём Дашаратхой для того, чтобы у него родились дети.


Четвёртая пуджа


Последняя — 4-я пуджа связана с почитанием Шивы как Парашивы (Абсолюта), находящегося за пределами всех качеств, имён и форм.


Здесь важно не столько внешнее почитание, сколько глубокая медитация и обнаружение внутреннего единства с Шивой.


Время Брахма-мухурты (мухурта — время равное 1/30 части суток, примерно с 3 до 5 утра) — предрассветное время, когда удивительная тишина и покой царят в природе, как раз способствует такой медитации. Это промежуток между сном и бодрствованием.


Считается, что это время позволяет войти в высшее состояние сознания (турию) и турьятиту (состояние выше турии), то, которое над мыслью, над умом, то, в котором имманентное (проявленное) сознание связано с трансцендентным (Абсолютным, Божественным).


Четвёртая, заключительная пуджа, даёт возможность ощутить Шиву как Душу своей души, как своё Высшее Я.


Здесь будет совершена хома (агнихотра, огненное жертвоприношение). В огне будут сжигаться письменные молитвы. Их можно написать заранее или прямо по ходу службы.


Пишется только в вежливой форме: «О, мой дорогой и любимый Господь Шива! Я — такой-то и такой-то или я — такая-то и такая-то, помоги мне в том-то и том-то».


Или просто: «Пожалуйста, заметь меня среди всех и яви мне какой-нибудь знак Своей милости, покажи, что и я как-то значим для Тебя».


Так, непрерывно, всю ночь, совершается поклонение, почитание и медитация. Нужно, хотя бы на это время, освободить свой ум от мирских мыслей. Оставить одно только имя Шивы, и повторять: «Ом Намах Шивайя» — «Ом поклонение Благому!». Нужно постараться целиком погрузиться в осознавание, в духовный опыт. Забыть о потребности в сне, пище, питье. Забыть о телесном.


Эта Ночь даёт уникальные возможности.


ОМ НАМАХ ШИВАЙЯ

РЕКОМЕНДАЦИЯ

Другие статьи shadow image

article image
14 ФЕВРАЛЯ В РОССИИ ДЕВЯТЫЙ РАЗ ОТМЕТЯТ ДЕНЬ КНИГОДАРЕНИЯ

Масштабные акции под названием «Дарите книги с любовью» в честь Международного дня книгодарения — 2025 пройдут по всей стране с 10 по 16 февраля при поддержке Министерства культуры России, Российского книжного союза, Российской государственной детской библиотеки, Ассоциации деятелей культуры, искусства и просвещения по приобщению детей к чтению «Растим читателя», Ассоциации книгораспространителей, ведущих издательств и книготорговых сетей.

article image
Начни НОВЫЙ ГОД в Белых Облаках! Практики для запуска новых целей для тела и души.

Новогодние праздники 2-8 января в Белых Облаках посвящаются ПРАКТИКЕ! 
Присоединяйтесь и начните новый год в душевной атмосфере с единомышленниками и практиками на запуск новых целей.

article image
15 декабря Белые Облака отмечают 26 лет!

Дорогие друзья, любимые клиенты и члены нашего сообщества!

article image
20-22 ноября ЧЁРНАЯ ПЯТНИЦА в Белых Облаках!

Следуя доброй традиции Белые Облака накрывает всенародно любимая Чёрная пятница! 20-22 ноября в нашем магазине действуют СКИДКИ до 30% на ваши любимые товары.

article image
САУНДХИЛИНГ тибетскими поющими чашами с мастером Санджай Тивари в Белых Облаках.

В октябре мастер саундхилинга Санджай Тивари проведет 4 сессии с поющими тибетскими чашами в центре Белые Облака на Покровке, 4.

article image
Лама Шераб Тендзин Ринпоче в Москве февраль-март 2024. Программа визита и встреч в Белых Облаках

Настоятель горного тибетского монастыря Самлинг бонской традиции Янгтон Лама Шераб Тензин Ринпоче проведет в Москве серию встреч и мероприятий с 24 февраля по 10 марта.

article image
Метод «Радикальное Прощение» на практике

Постараюсь рассказать об этом методе и его применении простым языком, исходя из 11-летнего опыта работы с методом «Радикальное Прощение»

article image
Дивали: праздник Света

Праздник Дивали (Diwali), также известный как Дипавали, индийский праздник-фестиваль огней, символизирует победу Света над Тьмой и триумф сил добра над силами зла.

article image
Влияние Рода на судьбу

В чем сила моего Рода? Надо ли прорабатывать Род и зачем?

article image
Эмоции и стадный эффект в человеческом обществе

За эмоции у нас ответственна лимбическая система (эмоциональный ум), которая возникла в эпоху, когда наш далекий предок стал млекопитающим и приобрел некую стайность, стадность, и это было важным эволюционным шагом. У стаи, стада, толпы возникает некое общее эмоциональное пространство, эмоциональное слияние, общие эмоции. Выгода тут в том, что такое слияние позволяет не анализировать каждому самостоятельно происходящее вокруг, а действовать слаженно, согласованно, в соответствии с общим эмоциональным полем.

article image
Благовония Рамакришна

Легендарные благовония Рамакришна ‒ это не просто производственная марка, а живой человек, настоящий Мастер, который известен многим ценителям ароматерапии и знатокам восточных парфюмерии. За годы практики (более 20 лет) он овладел этим искусством и создал изумительные воздушные коктейли, который подарят вас незабываемые впечатления, наполняя ваш дом гармонией и умиротворением.

article image
21-22 февраля Маха-Шиваратри или «Великая ночь Шивы»

Махашиваратри, Маха-Шиваратри или «великая ночь Шивы» — это праздник в честь одного из Богов индуизма Бога Шивы, который приходится на февраль-март, в канун весеннего равноденствия и обязательно перед новолунием.

article image
«Я делаю то, что я должен делать» интервью с Евгением Маршинским, автором Белых Облаков

В преддверии двадцатилетия нашего культурного центра Евгений Маршинский, автор «Белых Облаков», рассказал о самом начале пути и планах на следующие 20 лет. 

article image
Тот самый китайский чай

Искусство чаепития дарит нам возможность живого и теплого общения, непосредственного контакта с людьми и реальностью, умение слушать и слышать, чего так мало в шумном и суетливом ритме жизни современного мегаполиса.